Первая мировая война 1914 - 1918 г.



Наверное, у каждого человека в жизни наступает такой момент, когда с болью в сердце вспоминаешь о родных и близких людях, когда листаешь страницы из жизни и сожалеешь о том, что так немного знаем мы о наших предках, что не записывали в детстве рассказы об их жизни. А ведь это, в сущности, была бы замечательная книга!
На страницах газеты я хочу рассказать о своем дедушке по материнской линии. Мой дедушка, Кречетов Григорий Гурьянович, родился в семье крестьянина-середняка Кречетова Гурьяна в 1880 году. Детство, как у всех крестьянских детей, было нелегким, потому родители с ранних лёт приучали своих детей к труду. А у моего дедушки* был еще брат-близнец Михаил Гурьянович, брат Илья Гурьянович, он дожил до глубокой старости. Была сестра Анна Гурьяновна, в детстве она сильно болела, получив осложнение на речь, и стала немой. Умерла бабушка рано, в Т932 году. Дети рано познали вкус хлеба. Подрастая, они помогали родителям в уходе за живностью: коровами, телятами, овцами. Была в хозяйстве и лошадь, без неё никуда. Во время уборки сена учились держать косу, косить, грести, орудовать вилами, ставя копны так, чтоб и ветер не разворошил, и дождь не промочил. Вставали рано утром, на зорьке, и косили траву по росе. Обрабатывали надел земли в пади, и каждая падь называлась по фамилии хозяина земли, на ней сеяли овес, рожь, ячмень, изредка пшеницу. Трудились с раннего утра до позднего вечера, не покладая рук, так как нужно полагаться надеяться только на себя, все нужно сделать вовремя и добротно. Трудились с душою и жил и исправно в своем единоличном хозяйстве.
Когда пришло время жениться Григорию Гурьяновичу, ему приглянулась скромная работящая девушка из большой семьи Кречетова Дмитрия, звали её Анастасия Дмитриевна, моя бабушка, родилась она 5 января 1882 года. Зажили они счастливо, построили дом, дети народились: четыре дочери и три сына. Но выжили не все в то трудное время: два сына умерли в младенчестве и дочь в детстве, потом родилась Анфиза Григорьевна, в 1905 году Таисья Григорьевна - в 1911, Петр Григорьевич - в 1913, Анисья Григорьевна - в 1914 году. Хозяйство было большое: лошади были, коровы, овцы. Держали кузницу, где ковали подковы для лошадей, гвозди и мелг кую утварь. Был свой надел земли, хлеб сеяли, жили хорошо благодаря своему труду. Бабушка была грамотная, она была певчей в нашей Богоявленской церкт ви, пела на клиросе в хорале;
В 1914 году началась империалистическая война с Германией. Многие были мобилизованы на эту войну из нашего села. Два брата-близнеца в семье были старшими. Первым был мобилизован Михаил Гурьянович, так как он не был еще женат. Он погиб, на него первого пришла похоронка, а где погиб, неизвестно. Сослуживец моего дедушки Григория Гурьяновича рассказывал, что в боях под старинным русским городом Смоленском, у стён которого не раз в истории нашего государства разыгрывались кровопролитные бои с захватчиками, наш дедушка был смертельно ранен. Он погиб в 1914 году за свое Отечество. Погиб и Михаил Гурьянович. Им было всего по 34 года. Молодые, жизнелюбивые, положили свои головы, и мы даже не знаем где. И моя бабушка, Анастасия Дмитриевна, в возрасте 32 лет стала вдовой. Всю свою жизнь она трудилась, чтобы вырастить и воспитать детей, которые были еще очень несмышлеными малышами. Всех вырастила она, научила любить труд и получать результат. Воспитала своих детей быть добрыми, трудолюбивыми, ответственными: Это ли не подвиг моей бабушки.
Бабушка много трудилась, выполняла всю мужскую работу. Все житейские тяготы легли на бабушкины плечи. Она была высокой, стройной/успевала везде. Но в 1937 году она сильно заболела и умерла. А ведь ей шел всего пятьдесят шестой год. Так моя мама Таисья Григорьевна в возрасте 25 лет потеряла свою маму. Наш дедушка Григорий лежит где-то под Смоленском. А бабушка похоронена здесь, и мы ходим на кладбище, преклоняем низко голову тем, кого нет в этом мире. Вечная и светлая память Григорию Гурьяновичу, Михаилу Гурьяновичу, погибшим за Отечество.
Статья в газете "TvДубль" - "Горжусь предками"
Внучка Людмила Федотовна



О моём дедушке  и других родственниках 26.05.2014г.
 Мой дед Красиков Сергей Михайлович родился 25 сентября 1878 г. в селе Нижний Торей,  умер 21 августа 1954 года,  схоронен на Торейском кладбище.  О  родителях его мне известно, что его мать звали Евдиньей, а отец был очень сильный мужик и рано скончался, потому что на спор поднял за комель сырое лиственичное бревно, привезенное на верею (столб для того, чтобы навесить ворота,  верии, поставленные дедом Сергеем я видел при их замене, они были с комля примерно 80-90 см в диаметре!). Было два брата младше его, Александр Михайлович Красиков, отец Ивана и Михаила Красиковых, погиб в ВОВ, Афанасий, был убит на Боргое молодым и детей не было.     
Жена деда Марьяна Демидовна Балалаева, рождения 17.02.1880 г., скончалась 18.01.1952 г.  У них было девять детей: как говорил дед Сергей, самые умные скончались или погибли, а двое дураков осталось, это мой дядя Красиков Василий Сергеевич, участник ВОВ, рождения 29 февраля или 1912 г. или 1916 года, записан 1915 годом умер 13 марта 1995 года, моя мать Варвара Сергеевна, рождения 17 декабря 1919 года (она себя считала 1918 г. рождения), скончалась 21 мая 1997 года. Пятеро детей бабушка Марьяна схоронила в возрасте от 9 месяцев до 3-х лет. Старший Константин –первенец- окончил церковно-приходскую школу с отличием и скончался от менингита в возрасте 16 лет, а Евгений утонул в реке Джиде в возрасте 14 лет(в году 1936-38) и мне в наследство оставил деревянные санки и тарантас ( детскую деревянную коляску на 4-х колёсах) и я  пользовался санками до окончания школы и младшие мои братья, которые моложе меня на 10 и 13 лет тоже пользовались ими. (Я родился 12 мая 1942 г. в Шартые,  в доме купца Ломухина,  который к настоящему времени сгорел!) 
Чтобы заработать деньги на покупку земельного надела для строительства собственного дома в Деревушке (сейчас это усадьба в собственности Климова Александра Ивановича), дед в 1904-1905 гг работал сначала батраком у купца Карбаинова на станции Мысовой и возил товары зимой по льду Байкала из Кяхты в Иркутск,  а потом работал податчиком  дров на паровозы и в 1905 года, когда большевик Иван Бабушкин в 1905 году организовал забастовку был штрейбрехером и гордился этим.  Рассказывал, что когда нормальное было движение поездов подавал за сутки 8-10 кубических саженей дров (1 куб. сажень=2Х2Х2=8 куб.метров !!), а в период забастовки-1-2 к.с.! Ещё он рассказывал, что он пешком от Торея через Тахор доходил до станции Мысовой на третьи сутки!! (Я посмотрел по карте это более 200 км!!)
В Первую мировую войну дед Сергей воевал в 1915-1916 году. Имел 14 ранений, вроде бы имел Георгиевский крест, но я его не видел. Он ничего про войну мне не рассказывал. Но, когда в феврале 1943 года его сын Василий Сергеевич вернулся с отмороженными пальцами ноги, дед ему сказал, что в царской армии его  бы судили как дезертира!  Хотя и  дядя Вася отморозил ногу при следующих обстоятельствах. (Эта информация с его слов). Он был первым номером при противотанковом ружье Дегтярёва. Его расчёт послали для уничтожения пулеметного гнезда немцев, который периодически обстреливал наши позиции. Дядя рассказывал, что первым выстрелом заставил пулемёт замолчать. Но через некоторое время немецкий снайпер убил его напарника. Чтобы сохранить жизнь, Василий Сергеевич пролежал без движения на снегу несколько часов до темноты и в результате отморозил пальцы ноги.
После совершения революции дед долго не вступал в колхоз, был единоличником. После вступления в колхоз работал мастером по изготовлению телег и руководил постановкой зимних и летних водяных мельниц. Так как мой отец вернулся с ВОВ в декабре 1947 года, а затем ещё до 1951 года работал скотогоном при перегоне скота из Монголии, то меня до школы воспитывал дед Сергей, брал меня с собой и на сооружение мельниц, заготовку материала для изготовления телег, на сенокос и т.д. и т.п. Приучил с сызмальства к посильному труду, твердости, принципиальности, честности, справедливости и воспитал меня свободным человеком!
Стоит отметить, благодаря тому, что с моей мамой-дояркой в 1940 году (был очень урожайный  год)  дед выработали иного трудодней и давали много зерна на один трудодень, то на период ВОВ его амбар оказался заполненным зерном и в период ВОВ жили без нужды:  дед держал трёх дойных коров, десяток баран, свиней, кур, сеяли за концом Деревушки соток 20 картофеля и полностью заполняли подполье под домом.
Я помню где-то с 1944 года, когда ко мне прибегал Николай Назарович с самодельными деревянными игрушками для меня (физкультурник, медведь,  бьющий по наковальне и т.п.) бабушка давала ему булку хлеба и домашний бурятский сыр (хурюты), которые делал дед из скисшего молока.

 (Интересно мне отметить для Вас тот факт, что себя, я оказывается,  помню с февраля 1943 года. Я лежал в зыбке, подошёл к зыбке незнакомый человек на костылях и начал так сильно качать зыбку за ремни, что я практически долетал до икон, которые висели в переднем углу. Когда мне было лет 15, а у матери спросил, что это был за мужик, она посмотрела на меня удивлённо, и сказала, что это был Василий Сергеевич, который в феврале 1943 года вернулся из под Сталинграда!)
Из воспоминаний Климова Н.Н.


1. фото деда, крайнего справа в Первую мировую войну (на обороте надпись -1915)

2. примерно год 1947: я,  моя мама, бабушка и дедушка.

3. После смерти бабушки Марьяны, на руках матери мой младший брат Александр –
родившийся 27 июня 1952 года в Кабанске.

4. Красиков Василий Сергеевич  15 февраля 1942 года
ещё до Сталинграда на станции Даурия Читинской области.

5. Климов Николай Иванович со служивцем
в 1939 году в Ольго-Владимирском укрепрайоне.

6.Мы в Каменске Кабанского района  15 апреля 1951 года.

7.Я с двоюродной сестрой (Климовой)-Кречетовой Надеждой Алексеевной в 1944 году.